Особенности предпринимательства в Китае

 ЛДПР реализует партийный проект «ЛДПР – старт», направленный на поддержку талантливой молодежи не только в сфере общественно-политической жизни, но и в экономике. Экономика России разворачивается на Восток, быстро развиваются экономические связи с китайскими предпринимателями, создаются совместные предприятия. Многие наши молодые предприниматели начинают работать с китайскими партнерами. Для успешного ведения дел необходимо понимать особенности бизнеса в Китае.

Для предпринимателей в Китае созданы благоприятные макроэкономические условия. Курс юаня стабилен, что позволяет строить и реализовывать долгосрочные палаты развития компаний. Ключевая ставка Центробанка находится на уровне 3-4 процента, что способствует массовому кредитованию предприятий под сравнительно низкие проценты. Поэтому рентабельность обрабатывающих производств здесь выше, чем проценты за кредит. На протяжении последних трех десятилетий Китай демонстрирует устойчивый экономический рост, в результате здесь быстро создаются и развиваются новые компании. Вывод капитала из Китая осуществляется под те проекты, которые способствуют развитию китайской экономики. Здесь прагматично сочетается государственное управление и планирование с поощрением и развитием предпринимательства.

Китай уверенно движется по пути превращения в экономиче­скую супердержаву. Китай является самым большим рынком в мире и, вероятно, наиболее привлекательным рынком в Азии, что находит отражение в большом объеме прямых зарубежных инвестиций

Главной ценностью в китай­ской культуре является семья. Более того, китайцы свою работу строят вокруг семьи. О китайском коллективизме следует говорить, как о коллективизме, основанном на феномене семье.

Руководители китайских организаций поддерживают дистанцию в отношениях со служащими. Атмосфера непринуж­денности, равенства и товарищества, возникающая, когда, например, японский менеджер идет после рабочего дня в кафе или бар со своими подчиненными, не характерна для китайской деловой культуры.

К числу существенных отличий китайской деловой культуры относят «хорошие отношения». Управляющие различных компаний поддержи­вают хорошие отношения с государственными чиновниками, а также с управленцами других фирм, для того чтобы обеспечить снабжение ресурсами (такими, как электричество, вода и т. д.), а также поставку сырья и деталей. На практике, однако, это воспроизводит кумовство, когда управленец, обладающий властью и полномочиями, принимает решения, полагаясь на семейные связи или личностные контакты.

Мно­гие бизнесмены, имеющие деловые контакты в Юго-Восточной Азии, знают, что для успешности бизнеса то, «кого ты знаешь, важнее, чем то, что ты зна­ешь». Другими словами, иметь связи и контакты с нужными людьми и чиновника­ми часто является более значимым, нежели «правильный» товар или цена.

Китайское управление главным образом осуществляется через семейную концепцию, подразумевающую особый характер взаимосвязей сотрудников. Ядром корпоративной организации здесь явля­ется семейный бизнес. Например, из ста крупнейших компаний Тайваня только две не являют­ся собственностью одной семьи. Средняя численность гонконгских компаний не превышает полутора десятков человек. На континентальном Китае похожая ситуация, но и крупные компании начинают играть всё более значимую роль в развитии китайской экономики и её экспансии на рынки других стран, включая и Россию.

Китайские компании хорошо проявляют себя в тру­доемких отраслях, на рынках товаров, подверженных быстрым изменениям, таких как рынки текстиля и одежды, компьютерных деталей и аксессуаров, товаров из кожи, металла, пластика, мебели, игрушек, бумажной продукции, и в банков­ском деле. Небольшая семейная компания очень гибка, решения в ней могут быть приняты мгновенно. По сравнению с крупной, иерархически организованной компанией с громоздкой системой принятия решений небольшая китайская компания значительно лучше отвечает постоянно меняющимся требованиям рынка. Но в капиталоемких отраслях, таких как производство полу­проводников, самолетостроение, машиностроение, металлургия, производство нефтехимической продукции, работают крупные китайские компании.

За последние годы произошли существенные изменения в статусе менеджеров. Китайские менеджеры теперь располагают большей автономией. В частности, на государственных предприятиях они могут нанимать и увольнять работников. Область принятия решений становится более децентрализованной, поскольку она не ограничивается персоналом, менеджеры занимаются вопросами маркетин­га и закупок

Многие китайские менеджеры крупных государственных компаний учились в элитных языковых школах, а потом направлялись в США, Западную Европу и Японию, чтобы получить степень МВА. Вернувшись домой, они использовали в своей деятельности западные управленческие технологии – производство под заказ, контроль за полным циклом производства и реинжиниринг.

Большинство китайских менеджеров задействовано в трех секторах экономики: государственных предприятиях, совместных предприятиях и частных фирмах.  Большинство менеджеров первое высшее образование получили в технических вузах и основная часть дисциплин, излучавшихся в вузе, были связаны с техникой и технологией, но не с менеджментом;

В 1950-х гг. управленческие модели и технологии импортировались из СССР. Немалое количество китайских граждан в те годы обучалось в советских вузах, в том числе по инженерным и экономическим специальностям. Подготовка в китайских вузах специалистов в области экономики и управления велась по методикам и учебным планам, во многом заимствованным из СССР. Опыт долгосрочных планов развития экономики не забыт здесь и активно применяется.

Сегодня в подготовке менеджеров, внедрении современных управленческих технологий немаловажную роль играет то обстоятельство, что большое количество китайских граждан стремится получить высшее образование по управленческим специальностям в зарубежных университетах и бизнес-школах.

Управленцы в Китае, с одной стороны, владеют западными методами менеджмента, иностранными языками и хорошо знакомы со спецификой западных рынков, а с другой –  им близки китайские культурные традиции.

В России многие вузы готовят менеджеров. Но квалифицированных и ответственных недостаточно. Особенно тех, для которых интересы страны и её экономическая безопасность важнее, чем прибыль и личное, часто показушное, обогащение. Партийный проект «ЛДПР-старт» направлен не только на поиск талантливой молодёжи, но и на её воспитание в духе бережного отношения к своей стране, к её будущему. Изучение опыта китайского предпринимательство полезно не только с точки зрения чисто экономики, но и с позиций ответственного отношения к истории, культуре, традициям и перспективам развития страны.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020