ЛДПР реализует партийный проект «ЛДПР – старт», направленный на поддержку талантливой молодежи не только в сфере общественно-политической жизни, но и в экономике. Экономика России разворачивается на Восток, быстро развиваются экономические связи с китайскими предпринимателями, создаются совместные предприятия. Многие наши молодые предприниматели начинают работать с китайскими партнерами. Для успешного ведения дел необходимо понимать особенности бизнеса в Китае.
Для предпринимателей в Китае созданы благоприятные макроэкономические условия. Курс юаня стабилен, что позволяет строить и реализовывать долгосрочные палаты развития компаний. Ключевая ставка Центробанка находится на уровне 3-4 процента, что способствует массовому кредитованию предприятий под сравнительно низкие проценты. Поэтому рентабельность обрабатывающих производств здесь выше, чем проценты за кредит. На протяжении последних трех десятилетий Китай демонстрирует устойчивый экономический рост, в результате здесь быстро создаются и развиваются новые компании. Вывод капитала из Китая осуществляется под те проекты, которые способствуют развитию китайской экономики. Здесь прагматично сочетается государственное управление и планирование с поощрением и развитием предпринимательства.
Китай уверенно движется по пути превращения в экономическую супердержаву. Китай является самым большим рынком в мире и, вероятно, наиболее привлекательным рынком в Азии, что находит отражение в большом объеме прямых зарубежных инвестиций
Главной ценностью в китайской культуре является семья. Более того, китайцы свою работу строят вокруг семьи. О китайском коллективизме следует говорить, как о коллективизме, основанном на феномене семье.
Руководители китайских организаций поддерживают дистанцию в отношениях со служащими. Атмосфера непринужденности, равенства и товарищества, возникающая, когда, например, японский менеджер идет после рабочего дня в кафе или бар со своими подчиненными, не характерна для китайской деловой культуры.
К числу существенных отличий китайской деловой культуры относят «хорошие отношения». Управляющие различных компаний поддерживают хорошие отношения с государственными чиновниками, а также с управленцами других фирм, для того чтобы обеспечить снабжение ресурсами (такими, как электричество, вода и т. д.), а также поставку сырья и деталей. На практике, однако, это воспроизводит кумовство, когда управленец, обладающий властью и полномочиями, принимает решения, полагаясь на семейные связи или личностные контакты.
Многие бизнесмены, имеющие деловые контакты в Юго-Восточной Азии, знают, что для успешности бизнеса то, «кого ты знаешь, важнее, чем то, что ты знаешь». Другими словами, иметь связи и контакты с нужными людьми и чиновниками часто является более значимым, нежели «правильный» товар или цена.
Китайское управление главным образом осуществляется через семейную концепцию, подразумевающую особый характер взаимосвязей сотрудников. Ядром корпоративной организации здесь является семейный бизнес. Например, из ста крупнейших компаний Тайваня только две не являются собственностью одной семьи. Средняя численность гонконгских компаний не превышает полутора десятков человек. На континентальном Китае похожая ситуация, но и крупные компании начинают играть всё более значимую роль в развитии китайской экономики и её экспансии на рынки других стран, включая и Россию.
Китайские компании хорошо проявляют себя в трудоемких отраслях, на рынках товаров, подверженных быстрым изменениям, таких как рынки текстиля и одежды, компьютерных деталей и аксессуаров, товаров из кожи, металла, пластика, мебели, игрушек, бумажной продукции, и в банковском деле. Небольшая семейная компания очень гибка, решения в ней могут быть приняты мгновенно. По сравнению с крупной, иерархически организованной компанией с громоздкой системой принятия решений небольшая китайская компания значительно лучше отвечает постоянно меняющимся требованиям рынка. Но в капиталоемких отраслях, таких как производство полупроводников, самолетостроение, машиностроение, металлургия, производство нефтехимической продукции, работают крупные китайские компании.
За последние годы произошли существенные изменения в статусе менеджеров. Китайские менеджеры теперь располагают большей автономией. В частности, на государственных предприятиях они могут нанимать и увольнять работников. Область принятия решений становится более децентрализованной, поскольку она не ограничивается персоналом, менеджеры занимаются вопросами маркетинга и закупок
Многие китайские менеджеры крупных государственных компаний учились в элитных языковых школах, а потом направлялись в США, Западную Европу и Японию, чтобы получить степень МВА. Вернувшись домой, они использовали в своей деятельности западные управленческие технологии – производство под заказ, контроль за полным циклом производства и реинжиниринг.
Большинство китайских менеджеров задействовано в трех секторах экономики: государственных предприятиях, совместных предприятиях и частных фирмах. Большинство менеджеров первое высшее образование получили в технических вузах и основная часть дисциплин, излучавшихся в вузе, были связаны с техникой и технологией, но не с менеджментом;
В 1950-х гг. управленческие модели и технологии импортировались из СССР. Немалое количество китайских граждан в те годы обучалось в советских вузах, в том числе по инженерным и экономическим специальностям. Подготовка в китайских вузах специалистов в области экономики и управления велась по методикам и учебным планам, во многом заимствованным из СССР. Опыт долгосрочных планов развития экономики не забыт здесь и активно применяется.
Сегодня в подготовке менеджеров, внедрении современных управленческих технологий немаловажную роль играет то обстоятельство, что большое количество китайских граждан стремится получить высшее образование по управленческим специальностям в зарубежных университетах и бизнес-школах.
Управленцы в Китае, с одной стороны, владеют западными методами менеджмента, иностранными языками и хорошо знакомы со спецификой западных рынков, а с другой – им близки китайские культурные традиции.
В России многие вузы готовят менеджеров. Но квалифицированных и ответственных недостаточно. Особенно тех, для которых интересы страны и её экономическая безопасность важнее, чем прибыль и личное, часто показушное, обогащение. Партийный проект «ЛДПР-старт» направлен не только на поиск талантливой молодёжи, но и на её воспитание в духе бережного отношения к своей стране, к её будущему. Изучение опыта китайского предпринимательство полезно не только с точки зрения чисто экономики, но и с позиций ответственного отношения к истории, культуре, традициям и перспективам развития страны.
М.Н. Сидоров