О реализации Послания Президента России

Реализация программных положений Послания Президента – это прежде всего обеспечение занятости во всех регионах страны, повышение уровня жизни, строительство и модернизация заводов, фабрик, производств. Постепенно с помощью ввозных пошлин следует ограничить импорт и развивать собственное производство автомобилей, тракторов, самолетов, холодильников, стиральных машин, товаров массового спроса. Их производство и реализация наполняют как федеральный, так и региональные бюджеты.

Импорт товаров из Китая и других дружественных стран помогает преодолеть западные санкции, но здесь также нужна мера. Сегодня, например, на рынке грузовых автомобилей увеличивается продажа китайских автомобилей и уменьшается доля КАМАЗа. На многие виды ввозимой продукции очень низкие пошлины, а отечественный производитель платит НДС, от которого освобождены импортные товары. Получается неравная конкуренция, которую надо избегать, напротив, своё производство для предпринимателей должно быть выгоднее, чем импорт.

Государство, местные власти и бизнес должны создавать совместные проекты по развитию отечественного производства. Сейчас этим стали заниматься, но медленно. Большинство проектов вокруг нефти, газа, угля, а надо больше в машиностроение, в сельское хозяйство, на транспорт. Тогда мы станем более независимыми от экспорта природных ресурсов и от изменения мировых цен. А стабильность поступления доходов в бюджет от собственного производства позволит проводить долгосрочную эконмическую политику, даст уверенность предпринимателям и послужит основой для роста доходов населения.

Зарплата и пенсии еле успевают за ростом цен, у многих и не успевают, так как цены на продукты питания растут быстрее средней инфляции. После некоторой стабилизации в 2020-2021 гг. цены опять стали достаточно быстро расти — более 12% в прошедшем году. В текущем, 2023 году, предполагается уменьшение инфляции до 4-5%. Однако политика Центробанка по так называемому таргетированию инфляции в течение уже многих лет себя не оправдывает. Надо доходы населения повышать, чтобы возрастал спрос, а затем и производство. А Центробанк пытается уменьшить инфляцию за счет сжатия денежной массы и мало доступных кредитов для большинства населения. Поэтому многим сегодня приходится экономить даже на еде.  В стране, в регионах мало занимаются политикой и практикой ценообразования. Вместо конкуренции мы часто имеем сговоры по ценам и на сахар, и на бензин, и на хлеб, и на мясо, практически на все потребительские товары, вдобавок масса перекупщиков.

Антимонопольное ведомство у нас слабое. Необходимо, чтобы и в центре, и на местах были созданы комитеты по ценообразованию с широкими полномочиями. Нужна реальная информация о накрутках, рентабельности в производстве и в торговле. Производство слабо развивается, а торговля, посредники, как правило, процветают. Такую политику надо менять. Там, где не работают экономические меры, нужны административные. Это делается во всех странах. Например, сегодня во Франции идут жёсткие переговоры между производителями сельскохозяйственной продукции и торговыми компаниями по поводу закупочных и розничных цен, чтобы избежать инфляции в 10 и более процентов. Профсоюзы также активно участвуют в переговорах по поводу цен и зарплаты. Хотя сегодня Франция не является дружественной страной, но практику ценообразования и планирования там следует принять во внимание.

Часто отменяются таможенные пошлины на те виды машин, оборудования, которые не производятся в России. Почему не производятся, спрашивается? Нет ресурсов, нет мощностей, нет науки, квалифицированных кадров? Так надо все это создавать. Одно дело покупать бананы, а другое попасть в технологическую зависимость от стран – изготовителей машин, лекарств и другой готовой продукции теперь и по параллельному импорту. Нельзя, конечно, производить всю гамму продукции и конкурировать с нею на мировом рынке. Но основные позиции должны быть под контролем государства. Сейчас многое делается в этом направлении, но зайдите в магазины – много там российских товаров? По продовольствию – да, мы продвинулись, а вот, что касается бытовой техники, одежды, обуви и других промышленных товаров, то, по-прежнему, много импортируется. Создаем рабочие места в других странах вместо того, чтобы создавать у себя рабочие места и занять население полезной, квалифицированной работой.

Налоги, экспортно-импортные тарифы должны стимулировать производство своих самолетов, тракторов, комбайнов, лекарств, турбин, электродвигателей, автомобилей. Ну почему корейцы за десять лет сделали конкурентоспособную автомобильную промышленность, теперь китайцы это делают, а мы до сих пор не делает конкурентоспособные автомобили? Плохую роль здесь играют и высокие ставки налога на добавленную стоимость, а также то, что высокие импортные пошлины на ввоз иномарок «растворяются» в бюджете, не идут целевым образом на импортозамещение, развитие собственного автомобилестроения. И так по многим позициям.

Еще один важный вопрос по развитию экономики. Он связан с зарплатой. Единого подоходного налога нет в развитых странах. И в развивающихся тоже. Везде три-четыре ставки: от 5% до 50 %, в зависимости от суммы зарплаты и дохода. Богатые должны быть умнее и платить больше, им есть, что терять, если в стране мало налоговых доходов на оборону и образование.

Но главное даже не это. Подоходный налог во многих странах дает до 40% доходов бюджета. У нас в консолидированном бюджете только порядка 10% дает подоходный налог. Невысокая зарплата определяет низкое качество труда, незаинтересованность в его результатах и низкую долю доходов бюджета от человеческого капитала. С 1 января 2021 г. ввели 15 процентный налог на тех, у кого доход за год более пяти миллионов. Начало к прогрессивному налогообложению положено, но как всегда, в последние годы, это делается осторожненько, потихонечку, а надо и смелее, и быстрее в интересах большинства населения. С минимальной зарплатой вообще не надо платить подоходный налог.

Важно понять, что без достойных заработков работающего населения не будет не только увеличения доходов бюджета за счет подоходного налога, но и создания новой технологической базы экономики России.

Почему предприниматели до сих пор нередко прибегают к сокрытию доходов, занижению прибыли, использованию «конвертов» при выплате зарплаты? Многие хотели бы честно работать, но это почти невозможно, особенно, для начинающих предпринимателей. Та же полученная прибыль облагается трижды – через налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Чтобы стимулировать предпринимателей, надо переносить налоги на человеческий капитал через рост зарплаты, систему акцизов. Хотя и существуют упрощенные системы налогообложения, но для начинающих предпринимателей нужен первоначальный капитал, а кредиты у нас до сих пор весьма дороги.

Итак, вопросы зарплаты, пенсий, занятости, цен, развития собственного конкурентоспособного производства являются основой современной социально-экономической политики. Надо и внешнеэкономическую и внутреннюю политику, включая и планы предпринимателей, быстрее повернуть к конкретным нуждам российских граждан – из этого исходить и в центре, и в регионах. Все основные направления Послания Президента необходимо чётко и быстро реализовывать в конкретные дела, проявлять больше самостоятельности, творческой энергии, тогда и страна станет успешнее развиваться, опираясь на суверенитет и развитие взаимовыгодных экономических связей с дружественными государствами.

М.Н. Сидоров

Фото: rbk.ru

@smilemakc © 2020