29.06.2022
Я.Е. Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР:
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
Я сделаю сообщение о подготовке ко второму чтению сразу трёх законопроектов: этого, который был назван, и двух последующих, а потом уже можно будет рассмотреть только таблицы, для того чтобы причинно-следственная связь и целостность предлагаемых изменений не разбивались и всё было понятно.
Ко второму чтению комитетом подготовлены законопроекты, которые позволяют создать правовую основу для появления новой структуры — социального фонда России. Надо отметить, что проведена серьёзная работа и многие замечания, которые были высказаны и комитетом, и депутатами в ходе обсуждений, учтены.
Прежде всего, предлагаемые нормы приведены в соответствие с законом "О некоммерческих организациях" и определена организационно-правовая форма. В законе "О некоммерческих организациях" появляется новое учреждение, которое так и называется — государственный внебюджетный фонд.
При обсуждении звучала критика в отношении того, что наблюдательный совет дублирует по своему функционалу правление, поэтому наблюдательный совет исключается. Представительство и Государственной Думы, и Совета Федерации в правлении фонда увеличивается до трёх человек, для того чтобы тот баланс, который был на этапе первого чтения, был сохранён.
Далее. Принципы действия, которые были определены в первом чтении, корректируются, в связи с тем что многие принципы, определённые в первоначальном варианте, не относятся к принципам деятельности фонда, они являются общими принципами при реализации государственной политики в социальной сфере.
Гарантии для работников Пенсионного фонда и Фонда социального страхования сохраняются, в том числе гарантии в отношении увольнения. Но обращаю внимание, что в ходе обсуждения была дискуссия между Председателем Думы Володиным и представителем правительства ПФР Пудовым относительно того, что будет с руководителями структурных подразделений. Так вот, в законе прямо будет сказано, что гарантия сохранения их в структуре существует, но гарантии сохранения руководящей должности для руководителей и для главных бухгалтеров нет.
Следующий вопрос касается студотрядов. Была депутатская поправка, она была поддержана, и студотряды будут иметь льготу, которую имеют и сейчас, они получают дополнительный плюс от этих изменений — теперь эти граждане будут застрахованы и их пенсионные права будут формироваться, что позитивно скажется на их дальнейшей пенсии при наступлении соответствующего страхового случая.
Большая дискуссия развернулась относительно страхования иностранных граждан. Сегодня система действует так: иностранный гражданин, для того чтобы трудоустроиться, обязательно должен иметь полис добровольного медицинского страхования либо у работодателя должен быть контракт с соответствующей медицинской организацией об оказании платных услуг. Предлагаемые в первом чтении изменения было решено скорректировать, и ко второму чтению предлагается следующее. В соответствии с действующим законом иностранные граждане, приезжая в Российскую Федерацию, должны иметь полис добровольного медицинского страхования — это сохраняется. У работодателя теперь отсутствует обязанность указывать, прописывать в контракте наличие полиса добровольного медицинского страхования или предоставлять платные услуги для иностранного гражданина со стороны коммерческой организации. Теперь на общих основаниях в фонд медицинского страхования также будут поступать средства от работодателя, но, будучи застрахованным лицом, иностранный гражданин сможет в полном объёме — внимание, это очень важно — пользоваться медицинскими услугами только спустя три года после того, как за него работодатель начал платить взносы. Это сделано в том числе для того, чтобы не допустить так называемого медицинского туризма, о чём говорили депутаты всех фракций, высказывая серьёзную обеспокоенность. При этом дополнительные средства в систему со стороны работодателей будут поступать на протяжении всей трудовой деятельности иностранного гражданина.
Соответственно, корректируется трудовое законодательство, корректируется пенсионное законодательство в связи с предлагаемыми изменениями.
Я обращаю внимание на то, что наши граждане в целом выиграют в связи тем, что начиная с 2023 года и по 2025 год размер больничного, размер пособия в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребёнком и в связи с беременностью и родами будут постепенно увеличиваться. И увеличение будет доведено до 50 процентов, то есть в 1,5 раза больше к 2025 году будут получать наши граждане, чем получали бы, если бы эти изменения, которые мы поддержали в первом чтении и поддержим сейчас и в дальнейшем, не были приняты. Таким образом, граждане выигрывают.
Что касается тех помещений, которые освобождаются, то по решению правительства они будут использованы для социальных целей. Там будут открыты бюро медико-социальной экспертизы, социальные учреждения для лиц престарелого возраста, пожилого возраста и так далее.
Комитет рассмотрел все внесённые поправки. Они сведены в две таблицы. Комитет предлагает таблицу № 1 утвердить, поддержать. По таблице № 2, где поправки рекомендуются к отклонению, соответственно, поддержать предложение комитета и поправки отклонить.